Click to listen highlighted text!

О центре

1 декабря 1943 года на должность директора «Республиканского института усовершенствования учителей» города Нукус был назначен известный языковед, педагог Кенжебай Убайдуллаев, который руководил им до 1948 года.

Несмотря на то, что в стране идет война, на все трудности, связанные с войной, в 1944 году институт намечает план действий по усовершенствованию деятельности педагогов.

В основе своей этот документ расширяет сферу услуг института, в котором намечаются основные функции повышения квалификации руководящих работников и учителей-предметников.

Вместе с тем, перед работниками института встает задача оказания постоянной помощи районным (городским) «Педагогическим кабинетам» и «Методическим объединениям»; а также в выявлении, изучении, обобщении и распространении опыта работы передовых учителей, работающих в школах республики.

 В разное время Институт усовершенствования учителей возглавляют видные работники образования: выдающиеся ученые-историки Рзамбет Косбергенов (1948-1949) и Кенжебай Досумов (1949-1951). С 18 июля 1956 года по 1 октября 1956 года директором института становится профессиональный педагог Уфа Алламбергенов.

К концу 50-х годов XX века Республика Каракалпакстан успешно развивается во всех сферах экономики, в сфере образования также прослеживается заметный рост. В 1958 году принимается положение «Об укреплении связи школы с обществом и дальнейшем совершенствовании системы народного образования», и особое внимание начинает уделяться связи школы с производством.

В эти годы (1960-1964) Институт повышения квалификации учителей возглавляет известный общественный деятель, почитатель нашей национальной культуры, один из выдающихся личностей республики Атагулла Худайбергенов. Поскольку целью и задачей совершенствования педагогического образования является повышение профессиональных знаний учителей-предметников, А. Худайбергенов ставит перед профессорско-преподавательским составом института задачу поиска подходящих и эффективных путей предоставления педагогам теоретического и практического образования. Эти же вопросы стали предметом пристального внимания и поиска решений в бытность директоров института Кытайбека Сарыбаева – доктора исторических наук, в 1964 году, и Утепбергена Атамуратова – директора института в 1964-1977 годах. Именно они способствовали укреплению тесных связей с Центральным институтом усовершенствования учителей Ташкента, и вели работу по привлечению учителей-предметников на курсы повышения квалификации в городе Ташкент.

В 1981-1988 руководить Институтом усовершенствования учителей назначается видный общественный деятель и бессменный работник образования Жолымбет Сейтниязов, более 20-ти лет проработавший министром народного образования Республики Каракалпакстан. Являясь требовательным и находчивым управленцем, с первых дней своей работы в институте он стремится к совершенствованию качества преподавания на курсах и семинарах повышения квалификации работников народного образования. Он обращает свое внимание подбору кадров, осуществляющих деятельность в институте, особенное внимание уделяется установлению тесной связи педагогических предметных кабинетов института с районными (городскими) отделами народного образования, повышается ответственность руководителей рай/горОНО, директоров, учителей и воспитателей образовательных учреждений к своим обязанностям.

В годы независимости Институт повышения квалификации Республики Каракалпакстан имени К. Убайдуллаева сыграл ключевую роль в повышении профессиональных знаний и педагогического мастерства и переподготовки работников народного образования, осуществляющих свою деятельность в дошкольных, внешкольных, общеобразовательных учреждениях и школах-интернатах в соответствии с современными требованиями.

С особым уважением мы вспоминаем таких руководителей института, как Жоллыбай Аллаяров (1988-1990), Жумабай Хожамуратов (1990-1996), Тамара Утамбетова (1996-2001), Марат Утепбергенов (2001-2009), Татлымурат Атамуратов (2009-2018), которые внесли весомый вклад в совершенствование профессиональной компетентности, повышение эффективности педагогической деятельности и уровня теоретических знаний работников народного образования. В первую очередь большое внимание (в данный период работы института) стало уделяться тому, чтобы все преподаватели постоянно работали над повышением своих знаний, занимались самообразованием, внедряли инновационные подходы в образовательный процесс. Постоянно повышалась материально-техническая база института.

Приказом Министерства народного образования Республики Каракалпакстан от 20 августа 2001 года Республиканский институт усовершенствования учителей переименовывается в Республиканский институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Таким образом, переход института на новую структурную систему предоставляет институту возможность работать на одном правовом уровне с другими высшими учебными заведениями страны, иметь свою внутреннюю структуру и трудовой порядок. Вместе с тем, профессорско-преподавательскому составу института предоставляется возможность ведения исследовательской деятельности в научно-педагогическом и методическом направлении. На институт возлагается ответственность за подбор и набор профессорско-преподавательского состава с передовым опытом работы и учеными степенями. В этот период – с 2001 года – на должность ректора института назначается кандидат психологических наук, доцент Марат Утепбергенов. Если до 2001 года в институте функционировало 5 кафедр и несколько педагогических предметных кабинетов, то с этого года все кабинеты преобразованы в кафедры, и в институте начинают функционировать 6 кафедр и 7 отделов. На должность заведующего кафедрой на конкурсной основе отбираются работники с ученой степенью.

Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 26 сентября 2017 года за №3289 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки педагогических кадров, переподготовки и повышения квалификации работников народного образования» в целях дальнейшего совершенствования работы совместно с высшими учебными заведениями страны, институт повышения квалификации переходит под ведомство Нукусского государственного педагогического института имени Ажинияза. И с 2018 года на должность директора института назначается кандидат филологических наук Диланов Бекмурза Гулимбетович, который до сегодняшнего дня руководит деятельностью нашего образовательного учреждения.

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 5 сентября 2018 года за № 5538 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием», с 1 ноября 2018 года центры повышения квалификации и переподготовки работников народного образования возвращаются под ведомство Министерства народного образования Республики Узбекистан, и переименовываются в Региональный центр переподготовки и повышения квалификации работников народного образования Республики Каракалпакстан.

В целом по стране к этому периоду происходят важные преобразования, нововведения во всех отраслях народного хозяйства, ряд изменений происходит и в сфере народного образования: качественное обновление содержания системы непрерывного образования, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; создание системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью; совершенствование методики обучения, поэтапное внедрение принципов индивидуализации учебно-воспитательного процесса; улучшение качества образовательных услуг, оказываемых детям с ограниченными возможностями; внедрение ИКТ и инновационных проектов в сферу народного образования; укрепление материально-технической базы учреждений народного образования и повышение эффективности обеспечения бюджетными средствами.

В докладах и выступлениях Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева подчеркивается особая роль общеобразовательных учебных учреждений в создании основ Третьего Ренессанса. Согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 11 мая 2022 года за № 134 «Об утверждении национальной программы развития народного образования в 2022 – 2026 годах» региональный центр переподготовки и повышения квалификации работников народного образования преобразовывается в Национальный центр обучения педагогов новым методикам (далее – Центр педагогики).

Цель Центра педагогики: обеспечение образовательного процесса в соответствии с государственными требованиями на высоком научно-методическом уровне; использование интерактивных подходов; совершенствование профессиональных знаний и умений, необходимых для развития профессионально-педагогических навыков в соответствии с инновационными методами работы; внедрение  новых принципов и современных методов в образовательный процесс; обучение педагогов новым методикам и формирование у них тренерских навыков; знакомить с требованиями нормативно-правовых документов.

В центре педагогики осуществляют образовательную деятельность 6 кафедр и 9 отделов. На настоящий момент основной штат центра составляет 45 преподавателей. Из них 1 доктор наук (ScD), 12 докторов  (PhD). Средний научный потенциал составляет 28,9 %.

В целях дальнейшего совершенствования научного потенциала Центра преподаватели и профессора продолжают вести научно-исследовательскую деятельность. Трое преподавателей основного штата Центра работают над докторской диссертацией (ScD), а 9 преподавателей осуществляют научно-исследовательскую деятельность на соискание ученой степени доктора философских наук (PhD).

Вернуться наверх
Перейти к содержимому Click to listen highlighted text!